| Культура XIX – начала XX века
В XIX - начале XX века ярославская культура формирует собственные традиции и ориентируется на Петербург и Москву, черпая оттуда новые идеи и формы. Кроме того, возникает возможность и прямо вступить в контакт с Западом. Административный центр, Ярославль, не всегда выполнял функцию регионального посредника в культурном обмене. Это обеспечивало возможности для автономизации и плюрализации культурной жизни. Краевед И. Хранилов в конце 1850-х годах указывает, что ростовские купцы танцуют кадриль, вальс, мазурку, играют в преферанс для удовольствия; «щегольской экипаж и дорогие лошади довершают картину купеческого комфорта в Ростове»; есть клуб и «бывал даже спектакль». Вместе с тем, И. Аксаков в письме из Ярославля (1849 г.) замечает: «Здесь я нашел много умных купцов, (...) но что касается до общества здешнего, до ярославского beau monde, то это самое жалкое и ничтожное общество». Выделяет Аксаков только архиепископа Евгения (Казанцева) и Юлию Жадовскую. Оценивались процессы культурной европеизации неоднозначно. В XIX веке часты рассуждения о духовном вреде отходничества, которое, по мнению критиков, развращает крестьянскую молодежь. "Обесцвечивание" быта - лейтмотив критики новой цивилизации. Типичны наблюдения А. Смирнова-Кутачевского над крестьянской жизнью в окрестностях Ярославля в начале XX века: "Город заворожил своей "культурой", убил былую деревенскую красоту". Нарастает движение к усложнению культурной среды. Разнонаправленные процессы создают пеструю сеть различных культурных объектов. В больших городах появляются больницы и приюты, банки, финансовые и страховые компании, библиотеки, ночлежки, образовательные учреждения, промышленные предприятия, вокруг которых иногда стихийно, а иногда и целенаправленно формируется жилищно-бытовая среда (образцовым хозяйством такого рода была Ярославская Большая мануфактура при управляющем Е.Шокросе в 60-80-х гг. XIX в.) Города теряют цельность замысла, лишаются смыслового единства. Отсутствие единой логики в плане восполняется заботами о порядке и чистоте, стремлением к благоустройству, к комфорту и удобствам. Мостятся улицы, организуется их освещение. Ярославль вступает в XX век с электрическим освещением Семеновской, Власьевской и Богоявленской площадей, а также соединяющих их улиц: в декабре 1900 года бельгийские мастера установили на проволоке над улицей фонари. В Рыбинске же в 1901 году установили газовые фонари. Заводится водопровод. Устраивается телефонная сеть. Проводятся трамвайные пути, появляются велосипеды и автомобили. В Ярославле благоустраивается Волжская набережная. Это тип европейского променада, предназначенного для праздного гулянья. Для прогулок оборудуется и Стрелецкий бульвар. Здесь бывают увеселения. Летом направляются в Полушкину рощу, по соседству, с которой находились военные лагеря, охотно посещаемые ярославцами. Заботами о благоустройстве Ярославля отличились губернатор А.М.Безобразов, городские головы Н.И.Соболев и И.А.Вахрамеев. Оснащается удобствами домашний быт. От прежнего осталась только икона в красном углу. Зажиточные горожане выписывают мебель красного дерева и картины, устилают полы коврами, ставят в зал рояль или фортепиано, а в гостиную - трюмо, заводят библиотеки. В деревню приходит мебель европейского типа, обои. Так, в переславской деревне лучина и черная курная изба в 1870-х годах заменены белой избой и керосиновой лампой; в 1860-е годы появляется самовар. Города являют собой на рубеже XIX - XX веков яркое зрелище. Живописная нищета встречается с кричащей роскошью, не прекращается погоня за новыми впечатлениями, усовершенствованиями. Сплошным потоком текут события: открываются новые кинематографы и питейные заведения, совершенствуются кражи и убийства... Ритм городской жизни ускоряется. Но для большинства ярославцев чересполосица новшеств не отменяет традиционных представлений о качественной иерархии пространства. По-прежнему на вершине - центры духовной и светской власти. Даже появление в Ярославле кирхи, костела, мечети и синагоги незначительно меняет ситуацию. Для узкого круга ярославцев традиционная иерархия заменяется на секулярную, на вершине которой уже не храм, а светские культурные учреждения: театр, лицей и пр. Новым культурным учреждением в начале XX века был народный дом. К 1916 году в губернии 24 таких клуба «для посвящения часов досуга и отдыха полезным культурным занятием и развлечениям». В Переславле-Залесском учредителями клуба выступала группа земцев–энтузиастов: А.В.Хухлаев, А.А.Маргграф, О.В.Маргграф, Ф.К.Тепфер. Здесь устраивались музыкальные и литературные вечера, драматические представления, концерты, балы и маскарады, были библиотека-читальня и бильярд, существовали кружки любителей хорового пения, музыки, драматического искусства. В селе Ермакове Пошехонского уезда народный дом устроил крестьянин, земский гласный Г.Г.Кротов. Здесь собиралась молодежь, пели песни, вели беседы, существовали библиотека-читальня и естественный музей. Воздействие власти на культурную среду слабеет. Культура становится делом частной инициативы. Частное дело – создание театра, основание лицея. В конце 1840-х годов выпускники Московского университета, профессора и преподаватели Демидовского лицея и гимназии К.Ушинский, В.Татаринов, С.Львовский, Я.Калиновский, П.Перевлесский и др. приносят новые умственные интересы, сознание миссии – просвещать общество, развивать умственную культуру, прививать вкус к не прикладной истине. Консервативная часть общества встретила новаторов в штыки, вследствие чего их деятельность была недолговременной. Но она оказала определенное воздействие на местную среду. И в дальнейшем профессора Демидовского лицея влияют на культуру Ярославля. Повлияла на духовную жизнь в губернском центре на рубеже 40–50-х годов XIX века и комиссия Ю.И.Стенбока. Облагораживающее воздействие на общество оказывали носители незаурядного духовного опыта – Е.И.Якушкин, Д.И.Шаховской, А.Е.Богданович. С конца 1840-х годов начинается местное культурное движение. У его истоков - Ю.В.Жадовская, хозяйка салона. С середины века наступает эпоха интеллигенции и земства. Стабильными факторами культуры в это время являются лицей, краеведческое движение, журналистика, театр. Культурный плюрализм достигает предела в начале XX века. Культурные поиски трудно упорядочить, хотя можно отметить оппозиционность местного культурного авангарда по отношению к власти. Эта оппозиционность не реализуется в формах традиционно-религиозных, как прежде. Влияние западной культуры определяет социально-политический вектор деятельности. В крае возникают политические антиправительственные кружки, разворачивается конспиративная деятельность. Отталкивание от существующих порядков захватывает не только маргиналов. Политическая фронда распространяется широко. Симптоматична реакция культурного общества на смерть Льва Толстого в 1910 году Лицеисты, гимназисты, чиновники, профессора лицея и пр. собирались на сходки, составляли письма и телеграммы с выражением соболезнований и с формулами легальной оппозиционности. К началу XX века культура края теряет в значительной степени самобытность, редко, однако, достигая столичного уровня. Претензии такого рода удовлетворительно реализует К.Ф.Некрасов, он заводит издательство в Ярославле и издает журнал "София". В культурных начинаниях он обходится без опоры на местные силы. Оригинален опыт Н.Р.Кокуева, коллекционера, члена московского общества естествоиспытателей и Бельгийского энтомологического общества, издателя журнала "Русское энтомологическое обозрение". Шаховский, Некрасов, Кокуев и др. ярославцы выходят на всероссийскую арену. В 10-20-е годы XX века в крае подвизались видные священнослужители: Тихон (Белавин), Агафангел (Преображенский), Иосиф (Петровых), Серафим (Самойлович) и др. С их деятельностью связана устойчивость традиционного православного уклада жизни многих ярославцев и в 1920-е годы. Е.А. Ермолин
| |