в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Библиотеки Ярославского края
Угличская городская публичная библиотека
Мышкинская земская публичная библиотека
Страницы истории некоузских библиотек
Пошехонская уездная земская библиотека
Сельские народные библиотеки
Дворянская культура
Книжная культура (Древнерусский период)
Ярославская культура X - XIII веков (домонгольская)
Культура XIX – начала XX века
Культура XV - XVI веков
Культура XVII веке
Ярославская культура XVIII века
Ярославская культура древнейших времен
Культура интеллигенции
Культура крестьянства
Культура купечества
Культура наемных работников
Культура общественных групп (культурная стратификация)
Культура ордынского периода
Культура ремесленников и артельных работников
Ярославская губернская ученая архивная комиссия
Ярославское естественно-историческое общество
Демидовский юридический лицей
Ярославская духовная семинария
Ярославский учительский институт (1908 – 1918 гг.).
Ярославское епархиальное Ионафановское женское училище
Ярославский кадетский корпус
Училище девиц духовного звания в городе Ярославле
Исторический музей – Древлехранилище
Ростовский музей церковных древностей
Рыбинский естественно-исторический музей
Угличский музей
Естественно-исторический музей
Образование в начале ХХ века
Образование в XIX веке
Образование с древнейших времен до XVIII века
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Дворянская культура

В московский период ярославское дворянство является орудием государства и не решает самостоятельных значительных культурных задач. Дворянин проводил жизнь в походах и войнах. Вознаграждался он за службу имением с землей и крестьянами. Здесь, в сельских усадьбах, он проводит время досуга, здесь, обычно, живет его семейство. Сильное влияние на культурное сознание дворянства оказывает крепостное право. Образованность дворянства обычно незначительна. Быт ярославского дворянства XVII-XVIII веков зачастую беден. Дешевизна продуктов, однако, обеспечивает обильный стол. Излюбленная забава дворян - охота.

В XVIII веке дворянство осознается как авангард европеизации русского общества. Возникает взаимодействие между бытовыми традициями родной старины - и новациями. Ситуация давала возможность прочувствовать дистанцию между идеалом и реальностью. В жизни ярославского дворянина было много рутины, он часто жил по преданиям предков, но появляется в этой среде и вкус к новизне.

С появлением в 1762 года манифеста «О вольности дворянства» и закона о дворянском обществе (1775 г.) открываются новые возможности культурной самореализации.

Большая часть ярославских дворян продолжает тянуть государственную лямку, на военном или штатском поприщах. Но в местную среду приходит понимание службы, усовершенствованное в соответствии с идеалом просвещенной монархии, определяющим обязанности сословий в гармоническом обществе. Служение становится делом чести, исполнение долга - основой для чувства достоинства. Дворянин призван стать разумом и совестью общества. Появляются представители нового, просвещенного дворянства. Таков Иван Степанович Майков - покровитель Ф.Г.Волкова, отец будущего автора поэм, од и трагедий Василия Майкова. Попыткой внести в жизнь идеалы просвещенной монархии являлись и дела наместника А.П.Мельгунова (1777-1788 гг.). Он боролся со злоупотреблениями в государственных учреждениях, стремился искоренить произвол и беззаконие, проводил в жизнь программу деятельности, которая сочетала просветительские и масонские идеи и идеалы.

Получив свободу от служебной повинности, многие дворяне удалились в усадьбы, отдавшись радостям вольной жизни. Усадьба для дворянина – синоним свободы. Он может устроить здесь жизнь в соответствии с избранной жизненной философией. Владелец ростовского села Угодичи Филипп Алексеевич Карр по указу о вольных хлебопашцах 1803 года отпустил на волю всех своих крестьян с землей. Владелец ростовского села Поречье граф Владимир Григорьевич Орлов составил уложение, где определил правила сельского правления, и обеспечил высокий уровень благосостояния крестьян.

И в ХIХ веке быт помещика незамысловат. Хозяйственные заботы, застолья (пять раз в день), карточные игры, бильярд и шахматы, псовая охота, угощенье и прием гостей у себя. Гостей принимали часто, проводя досуг в играх, угощении едой, табаком, песнями и плясками дворовых людей. Развивается тип усадебного дома с целым комплексом парадных помещений, где происходят обеды, балы, приемы и беседы, чтение книг. В поместье создается парк.

Появляются усадебные сочинители: Павел Свиньин, Матвей Спиридов, граф Дихвостов и др. В кабинете обычно имелась и библиотека - иногда немаленькая, как во второй половине XVIII века у Николая Ивановича Тишинина в Тихвинском, близ Рыбинска. Библиотека собирается усилиями нескольких поколений. После 1917 года в Ростовский музей поступила коллекция из двух тысяч книг второй половины XVIII-XIX веков из усадьбы Воронино. А из Вощажникова взято было три тысячи книг об охоте. Огромные коллекции были собраны семейством Михалковых в Петровском под Рыбинском.

Усадьбы Мусиных-Пушкиных, Карновичей и других родов - место, где возникала характерная для вершин усадебной культуры «атмосфера литературных игр, дружеского любительского поэтизирования и музицирования, домашняя культура - культура поэзии частной жизни, поднимающая ее на уровень лаборатории культурной жизни эпохи» (Ю. Лотман). Заводили картинные галереи. Такие собрания были в Иловне и Борисоглебе у Мусиных-Пушкиных, в Тихвинском у Тишинина, в Сосновце Пошехонского уезда у Лихачевых. Здесь были в основном портреты членов дворянского семейства. Имелись гравюры, скульптура. Иногда затевался и усадебный крепостной театр. Очевидно, он был у Мусиных-Пушкиных, а также в усадьбе Григорьевское близ Углича. Иные помещики становились заядлыми коллекционерами.

С конца XVIII века культурной модой становятся поиск уединения, меланхолическое созерцание быстротечной жизни. Усадьба представляла возможность и для подобной культурной практики. Характерен опыт Ивана Михайловича Опочинина, одиноко коротавшего дни в своем усадебном доме, в мире книг и мыслей, - и ушедшего из жизни добровольно 7 января 1793 года Опочинин оставил предсмертное письмо - манифест выношенного философского атеизма, отбрасывающего возможность компромисса с действительностью, которая лишена смысла.

Возникал в усадьбе потенциал духовного возвышения и воспитывался новый человек, который отличится на разных поприщах, и будет смело смотреть в лицо смерти, как на полях сражений, так и на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1825 года. (Можно назвать таких замечательных молодых людей, как братья Александр и Владимир Мусины-Пушкины, Валериан и Николай Голицыны, их кузен Николай С.Голицын, Дмитрий Щепин-Ростовский).

Существенным моментом в жизни дворянина были проводившиеся раз в три года губернские дворянские собрания, где он встречался с себе подобными, сверяя свои культурные привычки с модой и нормой своего круга.

Долгом и нормой оставалась государственная служба, и всякий дворянин тот или иной срок жизни посвящал ей, причем предпочтительней считалась служба военная. Правила приличия связывали общественное поведение дворянина, вводили его в жесткие рамки. Существовали, впрочем, и узаконенные традицией формы нарушения идеальной модели достойного поведения: азартная игра в карты, пьяный загул и пр.

В конце XVIII - начале XIX веков дворянская культурная инициатива играла основную роль в местном культурном процессе. Затем ее потенциал уменьшается. Дворяне преподают в Демидовском лицее; дворянин Ушинский создает в 1840-х годах небольшой кружок молодых, ищущих профессоров и преподавателей лицея и гимназий, по образцу московских кружков. В конце 1840-х годов в городе Ярославле возникает салон Ю.В.Жадовской. Известна и практика дворянской благотворительности. Отец Жадовской передал доход от продажи «Ярославского литературного сборника» 1849 года (275 рублей) в пользу детского приюта и сиротского дома.

Лучшими временами д.к. в крае следует считать период с 1770-х по 1840-е года. После реформы 1861 года изменяется уклад жизни дворян, они обосновываются в городах, приходят в запустение многие усадьбы. Представители ярославского дворянства будут выступать и с позиций разночинной интеллигенции (Е.И.Якушкин, Л.Н.Трефолев, Д.И.Шаховской и др.). Собственно дворянские идеалы и ценности будут отходить на второй план. Устойчивей окажутся формы культурной жизни. В Ярославле функционирует дворянский клуб (с 1848 г. в доме Горяинова на Духовской), есть такие клубы и в уездных городах.

События 1917 года и Гражданской войны окончательно выбили почву из-под ног дворянской культуры.

Е.А.Ермолин



Фото из дворянского семейного альбома
Фото из дворянского семейного альбома
Фото из дворянского  семейного альбома
Фото из дворянского семейного альбома
Пикник в усадьбе Петровское
Пикник в усадьбе Петровское
Гостиная в усадьбе Петровское
Гостиная в усадьбе Петровское