Культура купечества
Жизнь ярославского купечества покоилась на прочных бытовых традициях. Купеческое семейство включено в ритм церковной жизни. С этим связаны моральные правила и идеал благочестия, требующий соблюдения, как норм религиозной обрядности, так и нравственных заповедей в мирской деятельности (верность слову, честность и т.п.). В семейных отношениях порядок обеспечивался контролем старших над младшими. Во главе семейства стоял патриархальный хозяин, направлявший как торговые дела, так и дела семейные. Его слово имело значение закона. При этом он выступал не как тиран, а как блюститель устоев (хотя провести грань между этими определениями в конкретных случаях не всегда легко). Эта монархическая модель семейных отношений передавалась из поколения в поколение. Женская часть купеческого семейства вела затворническую жизнь. Женщины покидали усадьбу, только отправляясь на службу в храм, по церковным праздникам или, уходя вместе с супругом в гости. Сыновья купца с молодых лет участвовали в торговых делах отца, стояли за прилавком в его торговом заведении и пр. Помимо членов семейства, в усадьбе проживали прислуга, сироты, взятые на воспитание, и нищие-богомольцы, паломники по святым местам. До середины XVI века в крае торговля была развита слабо. Ситуация меняется с открытием новых торговых путей. В стране с XVII века начинает складываться единый рынок, возникают условия для крупных торговых операций. В крае появляются иноземные купцы, в Ярославле возникает их слобода. Наконец, особые навыки и профессиональные умения привозят с собой в Ярославль торговые люди, высланные Иваном IV из Новгорода после его разорения в 1570 году. С этого времени в ярославскую купеческую среду привносится дух предприимчивости, безбоязненной готовности к овладению новыми рынками, охоты к широким контактам. Новый опыт ярославское купечество приобретает во время Смуты начала XVII века. Купечеству пришлось участвовать не только в заботах об обороне города, но и в судьбоносных для России решениях, восстановлении основ государственности. Вовлеченность в эти дела сообщила ярославскому купечеству сознание собственной значимости. В XVII веке купец в городе Ярославле становится главной культурной силой. С выработанным эпохой чувством самоуважения, получив от власти привилегии и пользуясь государственной поддержкой, купец начинает чувствовать себя хозяином в этом мире. Мерилом его значимости становится мирской успех, участие в делах городского общества. Житейская практичность сочетается с участием в посадских делах, с энергичным освоением мира. Новые знания и культурные навыки купцы привозят из далеких экспедиций. Они общаются с иноземцами, возможно, знают иностранные языки, привозят и читают иностранные книги, видят чужие обычаи и нравы. Они широко и свободно смотрят на жизнь, сохраняя приверженность бытовым и религиозным традициям. В соответствии с традиционными религиозными представлениями культурный статус торгового сословия не был слишком высоким. Эта традиция вступила в XVII веке в противоречие с самоощущением купечества, с его растущим богатством и влиятельностью на посаде. Купец старается разрешить это противоречие щедрой милостыней, пожертвованиями. Он воспринимает свое богатство не только как результат личного труда и заслуг, но и как дар свыше, как божью милость. Богатство нужно отдарить Богу. С этой культурной логикой связана распространившаяся в XVII веке практика строительства купеческими родами каменных храмов на посаде. Начало обычаю положил Епифаний Андреев Светешников, строитель храма, посвященного святому. Николаю, покровителю мореплавателей и путешественников. Его продолжателями стали купцы Назарьевы-Гурьевы (храм Рождества Христова), Скрипины (храм Ильи Пророка) и др. Возле храма, в его ограде, размещались торговые палатки купца, а в нижнем его этаже часто находился склад с товарами. Они попадали под покровительство небесного патрона. В тогдашнем деревянном городе пожары исправно уничтожали историческую среду. Город как будто все время обновлялся, он не мог удержать знаки культурной преемственности. Посадские храмы XVII века открывают возможность увековечить исторические воспоминания. Храм – памятник и символ вечности. И в то же время храмами ярославец утверждал себя в истории, давал о себе весть потомкам. Показателен своего рода автограф, лентой текста пущенный по стенам храма Рождества Христова его строителями, представителями династии Назарьевых-Гурьевых. Храм должен был давать представление не только о благочестии купца, но и об его финансовой мощи. Купец строил храм не в расчете на конкретный приход, не принимал во внимание его численность. Величина храмов была обычно значительно больше практической потребности (отчего при росте города не возникало настоятельной необходимости в новом большом храмостроительстве). Купцы делают вклады в храмы и монастыри, деньгами или церковной утварью. В 1635 году купец Георгий Лыткин передал в дар Краснохолмскому монастырю на Пинеге свое собрание книг – богослужебных, богословских и исторических. С XVIII века купечество в крае теряет культурную инициативу. Это связано с относительной отчужденностью его от процесса европеизации, с оторванностью от больших общественных дел. Однако эта закономерность не лишена исключений. Европеизированная культурная среда в Ярославле впервые появляется по инициативе купеческого сына, владельца Ярославской Большой Мануфактуры Ивана Затрапезнова, который создает регулярный парк, строит при нем особняк европейского типа и храм по западным образцам. Полтора десятилетия спустя отпрыск купеческого рода Ф.Г.Волков организовал в Ярославле театр европейского типа. Купечество приобщается к дворянским формам культурной жизни. При наместнике А.П.Мельгунове купец Иван Кучумов завещает капитал для строительства в Ярославле Дома призрения ближнего, сочетая традиционную практику религиозных пожертвований с новой нормой благотворительности. Уже в XVIII веке появляется рядом с дворянским портретом портрет купеческий. Мало-помалу европеизируется купеческий быт: купцы строят для себя особняки европейского типа, обставляют их европейской мебелью, меняют платье и пр. Практика купеческой благотворительности дала особенно крупные результаты в Ярославле и Рыбинске. Купцы строят богадельни, детские приюты, заводят благотворительные общества, вкладывают средства в храмостроительство. В середине XIX века ростовский купец Д.М.Плешанов на паях с другими благотворителями купил участок земли для постройки в Ярославле училища девиц духовного звания. Другой ростовский купец-меценат А.Л.Кекин завещал средства на открытие в Ростове университета. В этих делах и во всем укладе жизни купцам наследуют ярославские промышленники, банкиры. Организация жизни ярославской буржуазии складывается под влиянием процесса европеизации, отчасти при этом воспринимаются дворянские и разночинско-интеллигентские традиции. Традиционный патриархальный уклад разрушается. Если в купеческой среде сохраняются временами религиозные традиции, трудовая дисциплина, семейно-бытовые устои, то здесь же становятся возможны и безудержный разгул, прожигание огромных состояний, равнодушие к вере. Купечество участвует в культурно плюралистичной жизни городов. Потомки купеческих родов получают гимназическое и университетское образование, участвуют в общественной жизни. Велик вклад купечества в развитие культуры. С середины XIX века в городах появляются купцы – любители и собиратели древностей и диковин – Семен Серебреников, Егор Трехлетов, Константин Евреинов, Никита Кокуев и др. Тогда же владелец книжного магазина Щепетилов открыл библиотеку-читальню. В это время библиотеку в Ростове открыл купец Иван Хранилов. На рубеже XIX – ХХ веков обширную культурную программу реализует в Ярославле городской голова Иван Вахрамеев. После 1917 года культура купечества ликвидируется. Е.А.Ермолин
|