| Чудесные явления
Особый род религиозного опыта связан с явлениями человеку высших сил. Одним из первых по хронологической шкале видений в пределах края было чудо с архиепископом Ростовским Феодором (начало 90-ых г. XIV в.). Согласно свидетельству, ему явилась Богоматерь с Младенцем, благословляющая молящихся ей Антония и Феодосия Печерских, Стефана Нового, Игнатия Ростовского, Никиту Новгородского, преподобных матерей Афанасию, Марфу, Февронию, Феодору и Ксению. После этого видения Феодор основал в Ростове женский Рождественский монастырь «извещением святого Духа». В 1500 году летописец сообщает о явлениях в ростовской епархии. Девице Гликерии явились пророк Илья и Параскева Пятница, чтобы поручить ей убеждать христиан в необходимости молиться Богу и украшать церкви. Попу Александру явилась Богоматерь и велела ему говорить людям, чтобы те молились и чтобы «жидовином бы между себе христиане не называлися». Эти явления, вероятно, связаны с распространением в Новгороде и Москве ереси жидовствующих. Согласно житийной легенде, татарскому царевичу Петру, крестившемуся в Ростове, во время соколиной охоты явились сначала в сонном видении, а после и наяву апостолы Петр и Павел, которые снабдили его деньгами на покупку икон и земли и строительство на этой земле церкви. Почти одновременно Петр и Павел явились ночью и ростовскому епископу Игнатию, чтобы побудить последнего к строительству храма. Земля была куплена, и на ней в середине XIII века был основан Петровский монастырь поблизости от Ростова, где явились Петру святые апостолы. Петру являлась во сне также великомученица Варвара. В начале XIII века севернее Ростова сокольник князя Константина Всеволодовича Богдашка, согласно легенде, нашел в бору улетевшего княжеского сокола, причем во время поисков он был переведен через реку Устье (поблизости от места ее слияния с Вексой) старцем. Когда князь пожелал видеть место, где был найден сокол, здесь был обретен образ Николая Мирликийского, и Богдашка опознал в изображении на иконе чудесного старца. Поблизости от этого места возникло село Николо-Перевоз. К XIV-XV векам относили явление святителя Николая и животворящего Креста Господня на Сахотском болоте, «притоне волшебников и чародеев» (на нынешней границе с Ивановской областью в районе Лапнева). Крест с распятием и Чудотворец Николай перед ним явились пастухам, услышавшим голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий». Велено было поставить на этом месте храм, который при чудесном содействии и был построен прямо среди болотных хлябей. В этом храме, согласно древнему «Сказанию», находился явленный крест, бывший предметом почитания в соответствии с молитвой: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его... радуйся, пречистый и животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа...» В «Повести о Борисоглебском монастыре, коликим летом и како бысть его начало» основателям монастыря Павлу и Феодору на месте постройки в 1360-е годы явились Борис и Глеб - два св. воина, вооруженных и украшенных царскими багряницами, чтобы ободрить строителей. В том же веке Сильвестру Обнорскому явился чудный муж, исцеливший начинающего отшельника, когда тот, не имея поначалу привычки жить без хлеба, травами и кореньями, изнемогал от голода. В XVI веке Даниилу Переяславскому дважды явились три чудных мужа в облике старцев-пустынников. Впервые это случилось около 1508 года, когда Даниил задумал поставить храм на месте божедомки. Старцы посоветовали Даниилу выждать три года, что тот и исполнил. Затем на божедомье был основан Троицкий Данилов монастырь. Во второй раз чудные мужи явились, невидимо для окружающих, Даниилу перед его смертью (1540 г.). В начале XVII века монахам Учемского Кассианова монастыря под Угличем явился покойный основатель обители Кассиан Грек. В белых ризах, со свечами в руках он обошел монастырь. Видение разъяснилось год спустя, когда обитель осадили ляхи: согласно летописи, осаждавших поразила слепота. 26 мая 1658 года в Спас-Ломской обители Григорию Неронову явился Иисус Христос в сопровождении ангелов. Следом за этими явлениями были и некие явления и другим лицам. А несколько месяцев спустя Христос еще раз явился Григорию со словами «не сумнися, но веруй» и велел служить ему литургию, которую тот не служил как «отрекающийся от мира», во второй раз - повелел ангелам-юношам бить Григория дубцами: «почто не исповеда, яже виде, тайны, но скрывая, таиши благодать Мою?». Сведения о явлениях и видениях, относящиеся к более позднему периоду, скудны. Жизнь религиозного подвижника старца Василиска Угличского, в подвиге которого соединяются черты юродства и старчества, венчается предсмертным видением «Девы неизреченного величия и красоты в сопровождении с другою девою, держащей сосуд с елеем». Этим елеем они помазали Василиска. Это известие относится к марту 1863 году. Известны и чудесные явления мощей. К числу древнейших явлений относится обретение мощей святого Леонтия Ростовского и святого Исайи при князе Андрее Боголюбском. Знаком святости мощей обычно считались их нетление, и, прежде всего, чудеса и исцеления при обретении мощей или позднее. Значительным событием стало обретение мощей ярославских чудотворцев, Федора, Давида и Константина в 1463 году. Как сообщает летописное сказание, ростовский архиепископ Трифон, который оказался «невером одержим... мняше волшебство быти», был за маловерие наказан болезнью и покинул епископскую кафедру, а посланный им в Ярославль соборный протопоп Константин чуть не умер от неверия. Чудесное действие мощей могло обнаружиться и много веков спустя после их обретения. Так, в 1860 году прославились чудотворениями и исцелениями мощи св. Сильвестра Обнорского в селе Воскресенском на Обноре. Нередко мощи хранились в храмах под спудом, недоступные для верующих. В 1884 году заботами А.Титова при раскопках в Успенском соборе Ростова были заново отысканы хранившиеся там под спудом мощи св. Леонтия. Особый сюжет - встречи и общение с нечистой силой. Такой случай удостоверен многочисленными свидетелями в 1900 году в селе Лыченцы Переславль-Залесского уезда. В течение пяти дней дом священника Иоанна Соловьева был «заполнен бесами», которые зажигали в печи дрова и неведомо как попавшую туда одежду, перемешивали вещи и топили их в воде, стучали и буянили, приводя всех наблюдателей в полное замешательство. Было замечено, что такие явления случались в Лыченцах и раньше, в конце XVI и XVII веков в особенности. Известны легенды об общении человека с бесом. В народной демонологии бес (чёрт) - существо вредоносное, способное довести до смерти; иногда же - комичное. А.Балов записал рассказ о чёрте, который справлял поминки по теще: он умилился на нюхателей табака, которые плакали по теще и «заплевали» совсем покойницу - и выгнал курильщиков вон. Чёрт входит в человека - и тогда человек становится бесноватым. Охотно вступают черти в плотскую связь с женщинами. М.Смирнов передавал легенду о том, как к молодой вдове по ночам стал являться бес в облике ее покойного мужа: беседовал с ней, угощал гостинцем, оказавшемся при дневной проверке овечьим и лошадиным пометом. Были и другие такие истории с вдовами. В подобных случаях следовало нанять вековушу, читать в избе псалтирь, заменить все окна и двери в доме, чтобы бесу было негде войти. Если баба беса привадит, не миновать ей смерти. А если все берутся за дело дружно и гонят поганого прочь, то беса можно отвадить, он перестанет летать. Воспроизводимая в быличках бытовая демонология имела и других персонажей: леших, домовых, водяных, шутовок, колдунов. Общение с ними предоставляло для человека серьезную опасность. А.Балов фиксировал верования пошехонцев в русалок-утоплениц. Долго жили и представления о демонических покойниках, каковыми обычно считались умершие неестественной смертью (самоубийцы, замерзшие, умершие в одночасье на дороге и на поле и т. п.), так называемые «заложные покойники». Считалось, что хоронить их в землю нельзя, земля таких покойников не принимает, а если все-таки совершить захоронение, то это угрожает засухой. Памятником таких верований были божедомки (убогие дома) в Ярославле, Переславле-Залесском, Ростове, существовавшие до 1771 года (их упразднил указ Екатерины II). Это ямы в особых сараях, куда бросали тела покойников и оставляли их незасыпанными до седьмого четверга после Пасхи или до Семика. Ермолин Е.А.
| |