в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Религиозная жизнь народа. Благочестие, паломничество и постриг
Меконфессиональные отношения
Организация церковной жизни
Религиозная жизнь народа. Особые формы аскезы
Религиозные общества
Религиозная жизнь старообрядцев
Рудиментарное язычество в XVII – начале XX века
Взаимоотношения церкви и государства в крае
Монашество и монастыри
Религиозная жизнь народа. Церковные праздники
Крестные ходы
Православная вера
Святость
Юродство
Религиозная жизнь народа. Почитание икон, церковные реликвии
Сказания о Ярославских чудотворных иконах
Чудесные явления
Чудотворные иконы и их явления
Чудотворные иконы
Кладбища
Леонтьевское кладбище в Ярославле
Ярославский некрополь. Тугова гора
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство


 

Взаимоотношения церкви и государства в крае

Огромное значение для судеб христианства в крае имело то обстоятельство, что вера шла рука об руку с государственностью. Светская власть способствовала духовному просвещению народа и сверяла свою практику с евангельскими заповедями. Но нередко светской власти не удавалось избежать соблазна вмешательства в церковные дела. Так, князь Андрей Боголюбский пытался учредить в Ростове независимую от киевской митрополии владычную кафедру и посадить на нее епископа Федора. Но константинопольский патриарх Лука Хризоверг отказал в этой просьбе. Федора объявили еретиком и, по повелению митрополита, отрезали ему язык, выкололи глаза и отсекли правую руку.

Церковная проповедь сыграла роль в сплочении народа в период монголо-татарского ига. Она во многом определила характер складывавшейся русской народности. В 1480 году ростовский архиепископ Вассиан Рыло в Послании на Угру Ивану III призвал к действиям против хана Ахмата, двинувшегося на Русь.

Во время Смуты начала XVII века монахи Троице-Сергиева монастыря оказали большое влияние на идеологию ополчения Минина и Пожарского.

В древнерусский период в пределах судебной власти, которой обладала церковь, решались задачи преодоления язычества, морального регулирования частной жизни (по делам о разводах, двоеженстве, побоях внутри семьи и т.п.). Со временем многие судебные права церковь передала государству.

Христианизированное общество участвует в строительстве храмов (особенно в XVII в.), дарами предметов для богослужения, вкладами на помин души, содержанием приходского духовенства. С XII века у монастырей, архиереев и соборного клира появляются земельные владения с селами, передаваемые князем, а позднее также покупаемые, отчуждаемые и пр. Между церковью и обществом возникают иногда земельные конфликты. В житии Адриана Пошехонского рассказано о разгроме монастыря крестьянами, опасавшимся за свои земли, в 1550 году.

С конца XVI века крестьяне попадали в крепостную зависимость от землевладельцев – монастырей и архиереев. В число трех крупнейших в стране монастырей – собственников входил Спасский монастырь (в конце XVII в. - 4050 дворов). Возникали крупные землевладельческие хозяйства, в которых трудились тысячи работников.

В отношении церкви и государства была унаследована византийская традиция симфонии, союза. Церковь и государство идут рука об руку. Духовенство поддерживает государственная власть, утверждает ее богоданность, и в то же время обращает к ней моральные требования, призывая к согласию и милосердию.

Церковь находится под покровительством светской власти. На обеспечение духовенства идет часть собираемой дани (десятина). Князья строят на свои средства храмы и монастыри. Заботой о церкви знамениты Константин Всеволодович, Федор Ростиславич Черный и жена его Анна. В начале XVI века большие строительные работы развернулись в Ярославле под эгидой московской великокняжеской власти. В течение всего XVI века заботой Москвы пользовался Спасский монастырь. Служители некоторых храмов (т.н. ружных) получали из казны годовое содержание деньгами и хлебом. В XVII веке священники 18 храмов Углича, напр., получали от 3 до 10 рублей и по 5-10 четвертей ржи и овса.

Вместе с тем, уже с XV века наметилась тенденция приспосабливания христианства светской властью для упрочения своего положения. Вероятно, с нею можно связать споры вокруг канонизации ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина в конце XV века, которая по времени совпала с попыткой ярославской княжеской династии сохранить независимость княжества.

Экономические выгоды государства и церкви становятся поводом для конфликтов. Одним из эпизодов можно считать потерю в 1649 году Спасским монастырем своих городских слобод. Примером земного самоутверждения церкви является хозяйственно-строительная деятельность митрополита Ионы Сысоевича в XVII веке - творца "русского Ватикана", парадной резиденции в Ростове.

С середины XVII века государство, поддержав церковь нового обряда, вместе с нею борется против старообрядцев. Духовные споры часто переходят в ограничение прав и преследования старообрядцев, а порой и сектантов протестантских толков, евреев.

Во время петровских реформ духовенство ставится в зависимость от государства, попадая и в формальное подчинение после замены патриарха Синодом, контролирующим жизнь церкви, ее судебную и хозяйственную стороны. Духовенство оказалось на положении государственных чиновников.

На рубеже XVII-XVIII веков незавидная известность выпала на долю Данилова монастыря в Переславле-Залесском. Архимандрит Варфоломей судился с наследниками князя И.П.Барятинского, сделавшего в обитель огромные вклады, а перед смертью постригшегося здесь в монахи. Варфоломей уже после смерти князя-инока утаил принадлежавшие ему золото, серебро и жемчуг. Игумен был переведен на покой в Никольский монастырь (1701 г.).

В середине XVIII века происходит секуляризация монастырских земель. Митрополит Арсений Мацеевич боролся против конфискации государством церковных имуществ, не преуспев в этом, (был расстрижен и заточен в каземат Ревельской крепости; существует легенда, что Арсений предсказал Екатерине и ее потомству нечто дурное). Но есть примеры плодотворных контактов государственной и духовной властей. Один из них - содружество А.П.Мельгунова и архиепископа Самуила Миславского.

В синодальный период духовенство продолжает религиозное просвещение общества. Среди архиереев известны красноречивыми проповедями Димитрий Ростовский и Ириней (Нестерович). В XIX веке прославился проповедническим даром протоиерей Родион Путятин.

Органом просвещения был епархиальный официоз «Ярославские епархиальные ведомости», выходивший с 1860 года, – это было 1-е издание такого рода в России. Формой религиозного учительства стали распространявшиеся с 1880-ых годов церковно-приходские школы, дававшие начальное образование и воспитание в духе православия.

Были в епархии случаи злоупотреблений в среде духовенства. Есть свидетельства о пьянстве, буянстве, самодурстве, «алчбе к скверноприбытчеству», за которые иногда даже отрешались от своих мест иереи. Однако в целом есть основания говорить о высоких нравственных качествах ярославского духовенства. Наряду с корыстолюбивым архимандритом Варфоломеем уместно вспомнить о бессребренике епископе Августине Сахарове, уроженце ростовского села Зверинец, жившем на покое в Варницком монастыре (1819-1842 гг.): Августин бедно одевался, скудно ел, не принимал угощений и, даже будучи владыкой в Уфе, ездил по городу и епархии в крестьянской кибитке.

В XIX веке происходит идеологизация православия, становящегося символом самодержавной власти, элементом официозной триады «православие – самодержавие – народность». Церковь делается гарантом незыблемости светской власти. Однако такое положение не обеспечивает благополучия. В церковную жизнь вносится казенно-бюрократический дух, духовенство превращается в почти замкнутую касту, имеющую невысокий общественный статус. Некоторые священники, особенно на селе, живут в бедности, кормясь со своего земельного участка. Духовенство остается служилым сословием, когда другие общественные группы освобождаются от своих социальных обязанностей перед государством. Церковь, решая задачи стабилизации общества, часто теряла культурную инициативу, становилась орудием государства.

В 1917 году провозглашение свободы вероисповедания (в июле) и шаги к отделению церкви от государства создали новую ситуацию свободной реализации веры. Ярославцы принимают участие в Поместном Соборе 1917-1918 годов, восстановившем патриаршество и установившем новые начала внутрицерковной жизни.

С декабря 1917 года начинаются гонения на религию и церковь. Закрываются семинария, монастыри и храмы, уничтожается церковная печать, сжигаются богослужебные книги и иконы, подвергаются репрессиям духовенство и верующие. В конце февраля 1918 года в Ярославле, Ростове, Пошехонье и др. происходят антисоветские демонстрации христиан. Среди репрессированных за участие в Ярославском восстании или за сочувствие ему имелись и духовные лица.

Е.А.Ермолин



Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле
Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле