| Смутное время и Ярославский край
Период русской истории, известный под названием Смутное время, составлял целую эпоху в начале XVII века, повлиявшую на развитие Русского государства и составлявших его уездов и городов. Смута началась в России с пресечения династии Рюриковичей и появления в 1604 годусамозванного царевича Димитрия Ивановича. Эти события затронули вплотную города Замосковского края, к которым относились Ярославль, Ростов, Романов, Пошехонье и Углич. С началом похода самозванного царевича Димитрия из Речи Посполитой в Россию слух о его спасении нигде не должен был быть встречен в таким вниманием, как в Угличе. Известно, что именно там и погиб царевич Димитрий 15 мая 1591 года. Дворяне и дети, боярские из всех служилых «городов» вошли в состав русского войска, воевавшего с самозванцем на южных границах государства. По воцарении Лжедимитрия I в городе Ярославле не происходило особых изменений, монастыри Ярославского края получили обычное подтверждение своих привилегий. В 1606-1608 годах город Ярославль стал местом пребывания ссыльных поляков - сторонников Лжедимитрия I, среди которых были бывшая московская «императрица» Марина Мнишек и ее отец сандомирский воевода Юрий Мнишек. В это время дворянские корпорации Замосковья воевали на стороне царя Василия Шуйского против войска Ивана Болотникова. Известно, что после пленения Болотников был провезен через Ярославль к месту его заточения и тайной казни (Каргополь). Однако вплотную территорию Ярославского и других уездов события Смуты затронули с 1608 года, когда под Москвой в Тушино стояли отряды нового самозванца Лжедмитрия II. Отряды его сторонников осадили Троице-Сергиев монастырь, распространили свое влияние на близлежащий Переславль и захватили Ростов. Особое значение имел захват Ростова и пленение тушинцами ростовского и ярославского митрополита Филарета (Романова), будущего патриарха и отца царя Михаила Федоровича, впервые облеченного в высший духовный сан Русской Церкви в полках под Москвою. Осенью 1608 году в Ярославле произошел переворот, и власть в городе перешла в руки представителя тушинской администрации, воеводы князя Ф.П.Барятинского. Переход города на сторону самозванца сопровождался конфликтом между «меньшими» и «лучшими» людьми посада, т.е. между бедными и богатыми посадскими людьми. Последние покинули в это время город. Тяжелые поборы и откровенное воровство тушинских отрядов привело к тому, что города Ярославского края снова перешли на сторону Василия Шуйского. Тушинцы несколько раз безуспешно пытались возвратить Ярославль, но потерпели окончательное поражение в мае 1609 года. Следующий критический момент Смуты, потребовавший прямого участия жителей Ярославского края, создание двух общерусских ополчений в 1611-1612 годах. Сначала отряд ярославских дворян и детей, боярских во главе с воеводою И.И.Волынским (а также романовские, угличские дворяне со своими воеводами) принял участие в походе на Москву Ляпуновского ополчения во главе с воеводами П.П.Ляпуновым, И.М.Заруцким и Д.Т.Трубецким. Деятельность этого, т.н. Первого ополчения, по освобождению Москвы была прекращена в июле 1611 году после убийства главного воеводы ополчения П.П.Ляпунова, когда многие дворяне, в том числе ярославские, уехали из подмосковных полков. Но Ярославль и в конце 1611 года продолжал оставаться под юрисдикцией. Первого ополчения, подчиняясь приходившим оттуда грамотам от имени оставшихся руководителей ополчения. В январе 1612 года боярское правительство из Москвы безуспешно обращалось в Ярославль с увещеванием о его поддержке. Кульминацией Смуты и, одновременно, ярчайшим событием ярославской истории, стали несколько месяцев с апреля по июль 1612 года, когда в Ярославль пришло собранное в Нижнем Новгороде ополчение Козьмы Минина и князя Д.М.Пожарского. Вначале, по сообщению «Повести о победах Московского государства», ярославские купцы Григорий Никитников с товарищами, в руках которых было управление ярославским посадом, настороженно, если не сказать сильнее, приняли пришедших в город ополченцев. Но, осознав смысл и значение нового ополчения, ярославцы впоследствии приняли активное участие в его организации. Тогда же в Ярославле был созван земский собор - Совет всея земли - новое правительство, образованное по принципу представительства от Государева Двора, служилых и посадских людей многих городов России. В Ярославле функционировали приказы - традиционные органы управления Московского государства, собиравшие доходы, раздававшие поместья и вотчины, существовал денежный двор, чеканивший собственные деньги этого правительства. С пребыванием ополчения в Ярославле связан описанный в «Новом летописце» эпизод покушения на князя Д.М.Пожарского. Оно было организовано И.М.Заруцким, продолжавшим оставаться под Москвой с казацкими «таборами», пока ополчение Минина и Пожарского набирало силы в Ярославле. Считается, что существующая в Ярославле Таборская улица (район храма Параскевы Пятницы Калашной) получила свое название от «таборов» второго ополчения. Поход ополчения Минина и Пожарского из Ярославля на Москву состоялся в конце июля - начале августа 1612 года. Окончание Смуты обычно связывается в работах историков с разрешением династического кризиса в стране и избранием на престол в 1613 году царя Михаила Федоровича Романова. Новый царь, сразу после своего избрания остановившись в Ярославле на пути из Костромы в Москву, должен был сделать первые назначения воевод на службу. В дальнейшем ярославские дворяне и дети боярские участвовали в боях под Смоленском и под Новгородом, Ярославль становился местом сбора войска для борьбы с казаками, осознавшими, что новый царь не хочет удовлетворять их требования. Как эпилог Смуты в Ярославском крае, можно рассматривать события осени 1618 года, когда в пределы России вторгся с войском польский королевич Владислав. Ярославль, по решению земского собора, был назначен одним из двух (вместе с Нижним Новгородом) центров сбора русского войска. Командовал им в Ярославле боярин кн. И.Б.Черкасский. Мобилизация духовных сил на Руси в период Смуты явилась предпосылкой нового общественно-государственного строительства. Косвенным свидетельством этого является возведение на ярославском посаде первых каменных церквей, а в Угличе, в 1627 году - Успенской «Дивной» церкви Алексеевского монастыря в память о жертвах Смуты. В.Н.Козляков
| |