| Краеведение
В XVIII веке инициатором изучения края являются в основном государственные инстанции, организующие составление историко-географических и хозяйственных описаний края. Впервые такая работа развернулась под руководством А.Мельгунова в 1777–1779 годах «Топографические описания» края по специальным анкетам составлялись служащими канцелярии наместника (Н.Арцыбашев, И.Коренев, И.Голохвастов, В.Остафьев, Н.Аксенов, М.Коловский, Ф.Телищев и др.). Церковно-историческая часть описаний составлялась под руководством архиепископа Самуила (Миславского), в этом участвовали также местные иереи Авраам (Флоринский), Иоиль (Быковский), Арсений (Верещагин). Составление описаний стало толчком для краеведческой работы, сбора материалов по истории края, местных легенд о создании городов, основании храмов, о церковных реликвиях, святых подвижниках. К этому времени относятся запись Самуилом сказаний о построении града Ярославля, о построении Вознесенской деревянной церкви в Ярославле, а также запись сказаний о Борисоглебской слободе, о ярославской Спасо–Пробоинской церкви, описание Ростовской соборной церкви, Угличский летописец и др. В журнале «Уединенный пошехонец» печатались историко–географические очерки ярославских городов, сведения о Ярославском наместничестве. В 1820 году член Академии и Беседы любителей русского слова Павел Львов издал в Москве книгу «Великий князь Ярослав I на берегах Волги», где изложил сильно отретушированные в религиозно–романтическом духе местные легенды об основании Ярославля, а также дал ряд сведений о наместнике Мельгунове и основанном им Доме призрения ближнего. К сюжету об основании Ярославля еще не раз потом будут обращаться исследователи и публицисты, по–разному трактуя этот вопрос. В 1827 году в «Отечественных записках» (№ 84–85) свою версию изложил ярославский чиновник Михаил Ленивцев. С 1830-х годов основным местом публикации краеведческих материалов становятся «Ярославские губернские ведомости». Ведущим автором здесь поначалу стал купец Семен Серебренников, публиковавший разнообразнейшие статьи по местной истории и этнографии, документы. Он положил начало изучению ярославской народной бытовой обрядности своей статьей о свадебных обрядах; в этом направлении потом публиковали работы в конце 1840–ых–1870–е года П.Виноградов (обычаи Даниловского уезда), Е.Трехлетов (свадьба в с.Давыдково), В.Николаевский (ритуалистика в Угличском уезде), А.Преображенский (обычаи сицкарей), К.Тихонравов и Я.Борисоглебский (свадебный обряд в Переславском уезде), А.Фенютин, С.Дерунов, Е.Якушкин, В.Лавров и Е.Овчинников (мологско–пошехонские обычаи), П.Соколов, Н.Раевский, В.Аппелесов (обычаи в Ростовском уезде), П.Волков, И.Рогозинников, О.Матвеев. Немало подобных работ осталось неопубликованными, в основном в архиве Российского географического общества. В 1837 году протоиерей Матвей Гомилевский издает в Санкт-Петербурге «Описание г. Рыбинска», а в 1844 году уже в городе Ярославле выходит «История Углича» Ф.Кисселя. Став в 1848 году редактором неофициальной части «Ярославских губернских ведомостей», Федор Никольский привлек к сотрудничеству новых авторов, собирателей старины, коллекционеров. Активно публиковались в газете с 1848 года купец Егор Трехлетов, Иван и Василий Серебренниковы из Углича, а с чуть более позднего времени А.Ярославов, А.Артынов и П.Хлебников из Ростова, А.Фенютин из Мологи, А.Воскресенский из Мышкинского уезда, И.Зимулин из Рыбинска и др. Статью о городе Ярославле в 1768–1777 годах опубликовал в «Губернских ведомостях» (1850 г.) И.Аксаков. В газете печаталось очень много документов по истории края. Сам Никольский составил и издал в 1859 году подробный путеводитель по Ярославской губернии. Ценные краеведческие публикации имелись в двух выпусках «Ярославского литературного сборника» (1849–1850 гг.), в выпусках «Этнографического сборника» (г.Санкт–Петербург, 1853–1854 гг.). Крупный вклад в ярославское краеведение внес протоиерей Иоанн Троицкий, автор первой опубликованной «Истории губернского города Ярославля» (1853 г.), а также очерков о местных городах, чудотворных иконах, ярославском язычестве, училище девиц духовного звания в Ярославле. Первая книга о Ростове и Ростовском уезде вышла в 1859 годк в Москве, ее автор – ростовский купец Иван Хранилов, печатавший и статьи на разные краеведческие темы. В Переславле-Залесском с 1850-х годов осваивает церковно-краеведческие сюжеты священник Александр Свирелин. Общественные перемены в конце 1850-х годов сделали доступными архивы государственных ведомств, появилась возможность не просто иллюстрировать те или иные черты местной истории, но изучать целые комплексы документов, обращаться к сюжетам из недавней истории. В широком диапазоне работал в это время редактор официальной части «Губернских ведомостей» Вадим Лествицын. Он обработал и издал материалы по истории храмов, волковскому театру, эпохе Мельгунова. Ему принадлежит и огромное собрание ярославских эпитафий. Интенсивно работал с архивами и Евгений Якушкин, публиковавшийся в основном в столичных изданиях. Исследование о ярославской гимназии составил Илья Рогозинников. В более позднее время ценные публикации краеведческого характера принадлежат Николаю Лаврову (Углич), Дмитрию Зеленецкому, А.Овсянникову (Молога), князю В.Мещерскому (Мышкин), Н.Шахову (Петровск). С основанием в 1860 года «Ярославских епархиальных ведомостей» в этом издании начинают публиковаться материалы по местной церковной истории. В этом направлении обширные исследования осуществил Апполинарий Крылов (прежде всего, нужно отметить историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии и церковно-археологическое описание Ярославля). О ярославских храмах и монастырях, о ростовском язычестве немало работ написал в 1860–1870–их годах Алексей Лебедев. Ценные работы о монастырях и храмах созданы также Аполлоном Соколовым и, с 1880–их годов начиная, Гавриилом Преображенским. О церковной истории писал Николай Корсунский, об истории колокольного звона в крае – Аристарх Израилев. Одна из первых больших краеведческих работ Леонида Трефолева также посвящена церковной истории. В 1866 году он опубликовал в первом выпуске «Трудов ЯГСК» пионерский очерк о странниках, по сути, открывший в печати тему ярославского старообрядчества, новые исследования о котором появляются в основном уже в конце XIX – начале XX веков. Краеведческие материалы Трефолева появляются в печати с 1861 года. В целом они составили эпоху в истории изучения Ярославского края. Внимание этого автора приковано главным образом к XVIII и началу XIX века. Работа в архивах позволила ему собрать обширные сведения о быте и нравах той эпохи, он писал о Мельгунове и его времени, о развитии образования в губернии. С 1882 года систематически и в очень большом количестве появляются в печати краеведческие работы в огромном тематическом и проблемном диапазоне, принадлежащие ростовскому купцу Андрею Титову, крупнейшему знатоку предмета, страстному собирателю книг и рукописей, беспредельно увлеченному ростовско–ярославской стариной и не жалевшему сил на ее изучение и на публикаторскую деятельность. Титов был одним из организаторов VIIАрхеологического съезда в городе Ярославле в августе 1887 год, давшего мощный толчок развитию краеведения в крае. Краеведческую работу Титов последовательно вел вплоть до своей смерти в 1911 году. Выдающийся вклад в местное краеведение принадлежит и Константину Головщикову, автору многочисленных и разнообразных публикаций конца 1880–их и 1890–их годах, из которых нужно особо отметить ценные обзорные историко-этнографические очерки городов края, включая одну из лучших книг о Ярославле – «Историю города Ярославля» (1880 г.). Интересные публикации документов осуществил в конце 1880–ых годов. Федор Бычков, который использовал и материалы петербургского архива. Генеалогию ростовского дворянства изучал Дмитрий Булатов. Об угличских древностях писал Мариан Липинский, а о ростовских – Иван Шляков. Статьи об археологических находках принадлежат Якову Ушакову и Василию Городцову. В конце XIX века оживились исследования этнографического характера. Основательное изучение нравов, обычаев и верований пошехонцев предпринимает в это время А.Балов, опубликовавший множество ценнейших статей по этой тематике в «Этнографическом обозрении», «Живой старине» «Губернских ведомостях» и др. Некоторые его работы остались в рукописях. Появляются публикации Я.Ильинского (Пошехонье), В.Ивановского и Д.Ушакова (Ростов), И.Костоловского (Рыбинский уезд). В 1889 году была создана Ярославская губернская ученая комиссия (ЯГУАК), объединившая основные силы краеведов. С нею связана деятельность исследователей местной истории в конце XIX – начале XX веков. В трудах комиссии появились, например, едва ли не лучший и по сию пору обзор истории и культуры губернского центра, «Исторический очерк города Ярославля» Ивана Барщевского (1900 г.); замечательно богатый разнообразной информацией очерк священника Сильвестра Соколова о Леонтьевском приходе и кладбище в Ярославле (1901 г.); исследование профессора лицея Валериана Ширяева о подготовке крестьянской реформы в губернии (1912 г.), а также публикации важных документов. На рубеже веков весьма интенсивно занимается краеведением ярославский купец и меценат, городской голова Иван Вахрамеев, собравший большую коллекцию старинных рукописей и книг. Он публикует роскошные описание собранных рукописей и исторические акты ярославского Спасского монастыря, субсидирует некоторые другие издания; ему принадлежат очерк храма Ильи Пророка в Ярославле (1906 г.) и другие работы о памятниках архитектуры. Активно трудились на поприще краеведения некоторые лицейские преподаватели. На разные темы писал директор лицея Сергей Шпилевский, среди его краеведческих сочинений выделяется книга «Старые и новые города и борьба между ними в Ростово-Суздальской земле» (1893 г.). Профессор лицея (а с 1910 г. его директор) Владимир Щеглов написал исторический очерк Демидовского лицея к его столетию (1903 г.); в 1914 году вышло в Ярославле еще одно исследование о лицее, книга С.Покровского. Профессор Илья Гурлянд публиковал романово–борисоглебские акты. Первым специальным исследованием о древнейшей истории Ярославля стал очерк Николая Верхового «Ярославль» (1903 г.) – впрочем, отчасти поверхностный. Этому автору принадлежат и некоторые другие работы. Разнообразные сюжеты осветил в своих краеведческих заметках Порфирий Мизинов, известный также критическими разборами сочинений своих коллег. В начале XX века энергично осваивает краеведческие темы Петр Критский, автор хороших путеводителей и одной из лучших ярославских краеведческих книг – «Наш край. Ярославская губерния. Опыт родиноведения» (1907 г.). Крупнейшим знатоком ярославского зодчества в это время зарекомендовал себя Нил Первухин, автор нескольких основательных и прекрасно изданных монографий о лучших памятниках архитектуры Ярославля: храмах Иоанна Предтечи, Ильи Пророка, Богоявления, Толгском монастыре (1913–1916 гг.). В 1910–е годы в городе Ярославле работают также краеведы Иван Ельчанинов (генеалогия ярославского дворянства, история ополчения 1812 г.), Николай Дружинин, Николай Работнов и др. Ценные труды принадлежат перу Илариона Тихомирова. Это материалы о раскопках рубежа веков, а затем ценный путеводитель «Ярославское Поволжье» (1909 г.), статьи и монографии на разные темы. В начале века известен работами по истории Углича Константин Евреинов. В 1913 году выходит книга Н.Теляковского о старине и святынях Романово–Борисоглебска. Около этого времени появляются и первые краеведческие исследования крупнейшего переславского краеведа, историка и этнографа Михаила Смирнова («Село Большая Брембола», 1908 г. и др.). Показательным итогом деятельности краеведов Ярославля стало солидное коллективное исследование «Ярославль в его прошлом и настоящем» (1913 г.), сохраняющее ценность и сегодня. Подытоживает труды ярославских краеведов и фундаментальный указатель «Опыт местной библиографии» Николая Огурцова (1924 г.). Традиции местного краеведения не затухают и в 1920–е годы. В городе Ярославле в это время выходят интересные и информативные сочинения новых авторов: С.Золотарева, А.Смирнова, А.Смирнова–Кутачевского, В.Бочкарева. В Переславле–Залесском огромную работу развернул М.Смирнов, координирующий труды и других исследователей. Трудятся краеведы и в Рыбинске (А.Золотарев, Е.Соснина–Пуцилло, С.Талантова, А.Виноградов и др.), Ростове, Угличе... Однако в начале 1930–х годов на краеведческое движения в крае, как и по всей стране, обрушились суровые репрессии, практически оборвавшие непрерывное развитие местной традиции краеведения, основывавшейся на свободной общественной инициативе. Е.А.Ермолин
| |