| Сказание о построении града Ярославля
Сказание (С.) опубликовано впервые в 1877 году священником А.Лебедевым, связавшим его с записками XVIII в. архиепископа Самуила Миславского. С. имеет в основе народное предание о противоборстве князя Ярослава Мудрого с медведицей на месте будущего города. Убив ее («...секирою своею победи зверя»), князь якобы основал вместо бывшего здесь языческого селища город в свою память: «...Князь водрузи на земле сей древян крест и ту положи основу святому храму пророка Божия Илии. А храм сей посвяти во имя сего угодника, яко хищнаго и лютого зверя победи в день его... Град сей Благоверный Князь Ярослав назва во свое имя Ярославлем...» Одним из первых обследовал памятник ярославский историк и краевед И.А.Тихомиров, считавший, что в основе С. «лежит древняя запись», много раз редактировавшаяся и подновлявшаяся позднее. Основание города прочно связано с XI веком, хотя разброс мнений велик, ведь Ярославль впервые упомянут летописью уже как город в 1071 году, а историки, реконструируя цепочку событий в правление князя Ярослава Мудрого, предлагают и дату 1024, и дату 1010 год (официально ныне признанную в самом городе). Происхождение текста С. в его письменном варианте справедливо связывают с литературными опытами и заказами записей местных преданий, легенд и сказаний, исходившими от Самуила Миславского - одного из сподвижников губернатора Мельгунова. По этой версии арх. Самуил записал (или дал задание записать) народное предание о схватке князя с медведем в конце 70-х - начале 80-х годов XVIII века в Ярославле, после чего оно официально включается в историографию города. Однако есть основания полагать, что ранее существовало и другое предание, связывавшее начало города вовсе не с легендой о покорении князем языческого зверя. Первый ярославский историк В.Крашенинников выводит основание города из рассказа о заложенном Ярославле храме Петра и Павла, что на Волжском берегу. Здесь, по преданию, покоились мощи первых ярославских князей и святителей, отсюда и начал строиться город. Особое положение в истории города Петропавловского собора, «что на волкском брегу», подтверждают косвенно и повествовательные памятники раннего XVI в. Интересно, что в первом провинциальном ярославском издании, «Уединенном пошехонце» (1786 г.), приводились уже оба сказания, причем рассказ о Петропавловской церкви предшествовал изложению легенды о медведе. Видимо, сказание о схватке князя с медведицей более отвечало потребностям города, где в 1777 году «открылась» губерния, оно давало возможность отразить в официальной эмблеме и гербе новой губернии историю города с его древними народными преданиями. Отметим, что колоритность и яркий сюжет С. сами по себе еще не свидетельствуют о достоверности событий, о которых сообщает С. Вопрос об отображении исторической реальности XI века в С. остается открытым. Севастьянова А.А.
| |