в избранное   ссылки   авторы   написать письмо 
На главную страницу
 
Губерния
История
Уезды
Даниловский уезд
Любимский уезд
Мологский уезд
Мышкинский уезд
Переславский уезд
Переславль–Залесский
Бектышево
Веськово
Горки
Елпатьево
Загорье
Новоселка
Смоленское
Александр Ярославич (Невский)
Мыльников Н.Д.
Никита
Свиньин П.П.
Смирнов М.И.
Спиридов Г.А.
Шаляпин Ф.И.
Пошехонский уезд
Романово-Борисоглебский уезд
Ростовский уезд
Рыбинский уезд
Углический уезд
Ярославский уезд
Природа
Культура
Искусство и литература
Населенные пункты
Религия
Храмы
Персоналии
Промышленность и сельское хозяйство





Полезные ссылки Подробная информация тепловая пушка электрическая в аренду на нашем сайте.
 

Мыльников Н.Д.

Мыльников Николай Дмитриевич (1797 г., г. Ярославль - 16.04.1842 г., там же), живописец, портретист.

Мыльникова можно считать «классиком» провинциального купеческого портрета. Он родился в приходе Вознесенского храма в Ярославле. Его отец, Дмитрий Петрович Мыльников (1775-1850-е гг.), принадлежал к цеху городовых живописцев-ремесленников и брал заказы «на разные художественные работы». А дядя, Афанасий Петрович Мыльников (1780-1848 гг.) писал иконы, имел учеников, которых обучал «живописному делу».

На формирование художественных вкусов и творческих принципов Мыльников оказала влияние городская среда древнего города, с архитектурными памятниками, храмовыми росписями, не угасшими иконописными традициями. Дальнейшая биография Мыльникова основана только на гипотезах и анализе произведений. Этому помогает почти обязательная авторская подпись, выполненная латинскими буквами (на французский манер) с точным указанием не только года, но числа и месяца завершения работы. Наиболее ранние из известных произведений относятся к 1824-1825 годам, где он предстает уже вполне сложившимся художником. «Портрет неизвестного в цилиндре» (1824 г., местонахождение неизвестно) указан в «Каталоге Таврической выставки» (1905 г.) как собственность предводителя ярославского дворянства С.В.Михалкова. Следующий «Портрет старушки» (1825 г., Екатеринбурский музей) позволяет убедиться, что на этом этапе творчества Мыльникова уже вполне свободно моделирует форму, сохраняя пространственно - пластическую и живописную декоративность. Он освоил не только азы профессионального живописного ремесла, но получил достаточную подготовку как художник - портретист, конечно, вне стен Академии художеств, а, скорее всего в Москве. Можно предположить, что поездки в Москву были связаны не только с выполнением портретных заказов.

Традиционная универсальность провинциальных художников, свойственная, очевидно, и Мыльникову, позволяла выполнять и другие виды художественных работ, потребность в которых была велика в отстраивающейся после пожарной Москве. В 1826 году он пишет серию портретов московских купцов Рахмановых (ГИМ), в которых найден тип «купеческого» портрета: фигуры персонажей представлены монументально и репрезентативно, а документальная, но без мелочности трактовка костюма является одним из важных компонентов портретного образа. В 1827 году, наряду с другими портретами ярославцев, Мыльников пишет знаменитую чету Астаповых (ЯХМ), из которых - «Портрет Прасковьи Астаповой» стал своеобразным «эталоном» женского образа в купеческих портретах. Он представляет тип погрудного портрета, а наброшенная на плечи светлая шаль создает особую устойчивость, уравновешенность композиции. Плотно, без улыбки сложенные губы, настороженный взгляд, затаивший какую-то смутно зреющую мысль, придают лицу строгое, замкнутое выражение. Все это делает образ предельно заостренным, выражающим характер тяжелый и властный. Примечательно, что многочисленные украшения, которые как бы демонстрирует на себе купчиха, переданные художником достаточно скрупулезно, не отвлекают внимания от главного, выполняя определенную смысловую роль.

В портретах 1828-1833 годов снова запечатлены москвичи, причем, не только из купеческого сословия, но, как и ранее, в ярославский период, ему позируют дворяне. В «Портрете О.М.Головиной» (1828 г., Государственный музей А.С.Пущкина) в прямой горделивой посадке фигуры, в надменно поднятой линии бровей запечатлен образ достойной московской барыни, и между ней и художником чувствуется сословная дистанция. В этот же период Мыльников выполнил «Портрет помещика Н.П.Милюкова» (1831 г., ГИМ).

Показательно, что в «дворянских» портретах Мыльников не стремится выйти за пределы однажды найденной схемы: они так же статичны, он не заполняет пространство фона модными в то время интерьерами, не загружает декоративными, не несущими определенного информационного смысла аксессуарами. Зрелый период творчества Мыльникова, падающий на 1830-е годы, представляет серия портретов купцов Соболевых (1834 г., ЯХМ). Известные в Ярославле купеческие семьи, по-видимому, не случайно обратились к ставшему, очевидно, особенно «модным» в Ярославле живописцу. Несмотря на то, что только один из этой группы портрет имеет авторскую подпись и дату, все они, без сомнения, написаны почти одновременно и составляют единый ансамбль. Серия состоит из парных семейных портретов двух братьев, Ивана и Даниила Соболевых и портрета сына Даниила - Александра. Интересно проследить, как Мыльников решает здесь поставленную перед ним задачу: Портреты Ивана и его жены Надежды построены по принципу «зеркальной» постановки фигур, симметрично смещенных вправо и влево от центра. Но портрет Ивана предельно строг и живописно лаконичен, а изображение Надежды, наоборот, красочно и богато подробностями: здесь найден особый вариант расположения шали, свободно накинутой на плечи, открывающей хитро скроенное платье с многочисленными оборочками и складочками. Несмотря на цветовую и эмоциональную активность женского портрета, они оба взаимно дополняют друг друга. Пара «Даниил и Матрена» построена по принципу контраста. Даниил выражает волевое активное начало. Торс дан в повороте 3/4, а лицо обращено прямо на зрителя. Этот прием создает ощущение энергичного действия, что еще более подчеркнуто жестом руки. В портрете Матрены это движение как бы останавливается. Она, как в кокон, завернута в светлую шаль, скрывающую руки, а цветная кайма, сливаясь с фоном, акцентирует внимание на развернутое прямо на зрителя округлое лицо женщины. Этот семейный ансамбль завершает портрет сына Александра, написанный на холсте меньшего формата, но поворотом головы «привязанного» к портретам родителей.

Среди известных произведений Мыльникова можно обнаружить еще ряд интересных портретов, характеризующих разные грани творчества художника. Особенно привлекает «Портрет И.И.Свидерского» (1836 г., Азербайджанский музей искусств). Точность в передаче аксессуаров, столь многочисленных и важных в военном мундире, помогла в атрибуции этого портрета, считавшегося изображением «неизвестного». Оказалось, что это наш земляк, полковник Клястицкого гусарского полка, участник войны 1812-1814 годов, награжденный многими высокими наградами. В 1836 году, при военных действиях на Кавказе он получил ранение и «для излечения от ран» прибыл на родину, где и запечатлел его Мыльников.

Очень часто в практику провинциальных живописцев входило выполнение копий произведений, что встречается и в творчестве Мыльникова. В имении «Пятницкая гора», принадлежавшем ярославским дворянам Карновичам, сложилась семейная портретная галерея. Для восполнения недостающих портретов предков в 1835 году по оригиналам ХVIII века он написал «Портрет С.Е.Карновича» и его супруги (ЯХМ). Из них только женский портрет подписан автором, но внешние стилистические признаки, всегда легко узнаваемые в неподписных работах Мыльникова, позволяют с большой долей уверенности приписать и второй портрет его кисти.

Завершающий период творчества Мыльникова представляет серия портретов фабрикантов Гарелиных (1840 г., Ивановский историко-краеведческий музей). В портретах Мыльников сдержан в выборе цветовой гаммы, подробности костюмов решены еще более деликатно, чем в ранних работах. Появляется сухость и схематизм, что можно отнести не только к снижению творческого уровня художника. Происходит социально - мировоззренческая перемена в кругах, где культивировался этот тип портрета, меняются вкусы и требования заказчиков. А главное, авторитет портретного жанра, в основе которого были заложены мемориально-бытовые функции, был подорван новым способом создания «подобия» с помощью дагерротипа.

Коновалова Н.О.